5 моделей процессного управления. Выбирай нужное.

процессное управление

Процессная модель управления — это комплексная система, которая логически описывает, каким именно образом, за счет каких конкретных действий и механизмов организация создает свой продукт и реализует ее своему потребителю.

При этом создаются специализированные управляемые цепочки процессов, то есть взаимосвязанные последовательные процессы, которые преобразуют единый для всех них вход,
в конечный выход (результат) процесса, который дальше не передается ни в какой другой процесс организации.

Не понятно?

Давайте разберем такой кейс. «Компания К… оказывает услуги по обучению сотрудников крупных компаний принципам систем менеджмента качества. Она заключается в том, что все бизнес-функции организации разбиты на конкретные блоки (финансы, бухгалтерский учет, маркетинг, продажи, сопровождение клиентов после обучения, организация обучения и т. п.). Каждый блок формируется из четкого перечня бизнес-процессов, которые имеются в данном блоке. Каждый бизнес-процесс состоит из операций, за каждой из которых закреплен конкретный сотрудник, который несет ответственность за ее осуществление. Дополнительно имеется два сотрудника, которые занимаются проведением выборочного контроля за соблюдением сотрудниками всех описанных операций и требований к ним

Кейс описывает нам основные параметры процессно-функциональной модели управления. Разберем эту модель подробнее.

Процессно-функциональная модель управления заключается в определении основных функциональных блоков (управленческих, сбытовых, маркетинговых, учетных, производственных и т. п.) и описания процессов каждого блока. При этом каждый функциональный блок достаточно самостоятелен и автономен в управлении. Существует отдельный контрольный блок, который содержит процессы контроля исполнения регламентов управления.

процессное управление

Данная модель является наиболее популярной и часто используемой. Причины — простота понимания, легкость управления и создания подобной системы. В частности для сотрудников в большинстве случаев даже ничего особо и не меняется, за исключением того, что они начинают знать, частью какого процесса они являются.

Существует еще процессно-продуктовая модель управления. В данном случае отправной точкой служат имеющиеся в компании продукты (услуги). Формирование бизнес-процессов осуществляется именно из последовательного описания цепочки от момента приобретения продукта клиентом до момента получения заявки от клиента (либо плана производства/продажи и т. п.). Заметьте, именно в обратном направлении — от покупки до заказа, а не наоборот. Это важно! В данном случае управленческие процессы не выделяются в отдельные блоки, а распределяются на определенные этапы внутри каждой продуктовой процессной цепочки (например процесс найма сотрудника является частью процессов обеспечения ресурсами производства продукта, который в свою очередь является частью производственных процессов и так далее). Контроль осуществляется через анализ и контроль количественных процессных показателей. Считается, что если они выполняются в соответствии с установленным нормативом, значит процессы функционируют эффективно.

Функционально-продуктовая модель управления. Некий симбиоз между функциональной и продуктовой моделью. То есть происходит формирование управляемых цепочек производственных процессов. И в отдельные цепочки выделяются общие управленческие функциональные процессы (управление финансами, персоналом и т. п.).

Следующий вид модели — процессно-иерархическая модель управления. Здесь за основу взят принцип формирования модели через описания горизонтальных связей принятия решений. То есть происходит последовательное описание цепочки принятия основных решений, от момент его принятия до отчета о его реализации. Возьмем, тот же пример о реализации продукта клиенту. Управляемая цепочка начинается от приятия решения о производстве (ежемесячный план производства) до получения денег от клиента за продукт. Количество ответвлений, составляет соответственно количество выпускаемых продуктов (услуг). Самая сложная при внедрении и управлении модель, поэтому применяет довольно редко и только в тех компаниях, где существует высокая и эффективная корпоративная культура и трудовая дисциплина. Не рекомендуется для внедрения на начальном этапе. Зачастую эта модель, как следующий этап для компаний, которые уже несколько лет отработали по процессным принципам управления, и знают что есть что.маркетинговая политика

Смешанная модель. Заключается в том, что организация не придерживается строго одного вида, а выбирает из каждой модели наиболее подходящий для себя формат. И формирует таким образом смешанный стиль управления. Часто применяется, но скорее по незнанию, чем специализированно. Не рекомендуем выбирать, если вы впервые внедряете процессное управление. Причина проста. При смешанном формате из каждой модели выбирается ее лучшее звено. А узнать — что именно там лучше всего для вас, не имея опыта практически не возможно. Так что не стоит играть в угадайку.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *